Семинар-практикум
26.04.2018
11 апреля 2018 года в МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка» прошел семинар-практикум на тему: «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
На основании годового плана работы МБДОУ, в целях развития творческих, познавательных, коммуникативных способностей на основе устного народного творчества и осуществления работы по коррекции речевых нарушений с использованием устного народного творчества.
В работе семинара-практикума приняли участие заместитель заведующего по ВМР, методист, учитель логопед, 6 воспитателей. Методист Павлова С.Д. начала семинар-практикум с докладом «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного творчества». Рассказала присутствующим педагогам, что устное народное творчество нужно для развития речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Воспитатель Усманова Р.Ф. выступила с практической частью по теме «Сова» интерактивный редактор готовые интерактивные уроки-викторины, игры-занятия. Интерактивный редактор «Сова» - это новое универсальное программное обеспечение, подходящее для всех типов интерактивного оборудования, которое разрабатывается специально для эффективного использования в Российской системе образования, который позволяет педагогу создавать собственные интерактивные занятия, наглядно-дидактические пособия, познавательные викторины, игры-занятия с использованием звуковых и визуальных эффектов. Содержит уже готовые интерактивные занятия-викторины, игры-занятия. А также открывает для педагогов новые возможности в реализации своих самых смелых идей – позволяет создавать уникальные и максимально адаптированные занятия под любую образовательную задачу. Все это делает процесс образования более увлекательным, а материал максимально доступным и запоминающимся.
Воспитатель Гимазитдинова Ю.В. в своей практической части «Волшебная поляна» комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр для детей дошкольного возраста отметила, что это универсальный набор обучающих и развивающих игровых занятий для любого типа интерактивного оборудования:
- для адаптации;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- для психологической разгрузки;
- для проведения физкультминуток;
- для занятий с детьми по основным областям знаний;
- для развития инженерного мышления;
- для развития навыков программирования;
- для обучения шахматам и шашкам.
Учитель-логопед Уракшиева С.И. выступила с практической наглядной частью для педагогов по теме «Использование интерактивного оборудования (планшет) в работе учителя-логопеда по развитию речи». В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Детей с общим недоразвитием речи с каждым годом становится все больше. При сохранном слухе и интеллекте, звуковые и смысловые стороны речи нарушены.
Из-за этого ребенок поздно начинает говорить, ему сложно выразить свои мысли. Речь малопонятна из-за того, что ребенок неправильно произносит звуки, нарушен грамматический строй речи и снижен фонематический слух.
Игры помогают автоматизировать и дифференцировать «трудные» звуки в речи, расширить словарь, составить рассказ, развить слуховую память, связную речь и поработать с согласными в начале слова. Есть игры для работы над грамматическим строем: употребление предлогов, согласование числа и падежа существительных.
Игры соответствуют требованиям ФГОС ДО, подходят для групповых и индивидуальных занятий. Они понадобятся для работы с детьми с трудностями в развитии и без.
Мерсибо – интерактивный портал, созданный для детей, родителей и профессионалов. Здесь в режиме реального времени каждый получает то, что искал. Дети – интересные, качественные игры и занимательные мастер-классы. Родители – возможность получить действенную помощь от реальных, практикующих специалистов и пообщаться с единомышленниками, неравнодушными к проблемам воспитания.
На флешке 35 игр для:
- развития воздушной струи;
- тренировки артикуляционного аппарата;
- проговаривания звукосочетаний и слов
- активного слушания и повторения;
- стимуляции и поощрения речевой активности ребенка;
- расширения словарного запаса;
- составления связного рассказа;
- формирования фонематического слуха;
- отработки «трудных» звуков;
- развития грамматического строя;
- выделения ударного гласного звука в словах;
- определения места звука в слове;
- анализа звукового состава слова;
- соотнесения звука и буквы;
- поиска заданного звука в слов.
Звуковой калейдоскоп - игры для коррекции и развития фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
Раз, два, три, говори! - игры и упражнения для активизации речи «неговорящих» детей. Герои мотивируют детей подражать звукам животных, называть предметы и действия. Игры развивают неречевой слух и формируют речевое дыхание в играх с микрофоном.
Речевой экспресс - игры для коррекционных занятий с детьми с общим недоразвитием речи. В игре ребенок развивает лексико-грамматические категории, формирует связную речь и улучшает звукопроизношение.
Дополнительно на флешке есть 7 Гб свободного пространства для ваших файлов. Безусловно, можно работать и не имея интерактивного стола или доски и тоже добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность, то при использовании такого оборудования, развивающая предметно - пространственная образовательная среда станет намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.
Заместитель заведующего по ВМР Руснак Е.Г. выступила с докладом по теме «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» рассказала педагогам что, устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Воспитатели Шихова А.Ф., Окотэтто А.В., Очурова Д.А. с педагогами провели ителлектуально-творческую игру «Веселье земли русской». Цель игры: повышение уровня знаний и расширение кругозора педагогов в области исторического прошлого России; анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного творчества, обычаях и традиций древних славян; создание непринужденной и дружеской атмосферы в коллективе. Для проведения этого конкурса педагоги приготовили большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды по очереди бросают куб и цвет верхней стороны куба определяет тему по которой будет задан вопрос команде. Темы: красный цвет – народное декоративно-прикладное искусство, зелёный цвет – русская кухня, синий цвет – быт русского народа, жёлтый цвет – русские народные праздники, оранжевый цвет – славянская мифология (былины), белый цвет – язык наших предков.
В заключение воспитатель Абайдулина О.В. провела с педагогами логоаэробику по русской народной сказке «Теремок» для педагогов семинара-практикума. В ходе логоаэробики педагоги не только проговаривали сказку, но и выполняли музыкально-ритмические двигательные движения с речевыми играми и упражнениями.
Участники семинара-практикума отметили, что опыт работы детского сада убеждает в том, что устное народное творчество в коррекционной работе с детьми способствует: развитию просодической стороны речи (дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации, автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи, развитию фонематического слуха, развитию связной речи (монологической и диалогической).
В заключении семинара-практикума провели рефлексию педагоги делились своими ощущениями, впечатлениями от семинара-практикума.
Материал подготовила: методист Павлова С.Д.